Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения реализуются во всех образовательных организациях начиная с 2010 года на уровне начального общего образования и с 2015 года на уровне основного общего образования.
Как известно, стандарты предъявляют требования к результатам освоения основной образовательной программы, ее структуре и условиям реализации. Следует отметить взаимосвязь всех этих структурных компонентов. Ведь для того, чтобы достичь планируемых результатов освоения образовательной программы, ее нужно наполнить содержанием и, что особенно важно, создать в образовательной организации условия для успешной реализации на всех уровнях образования.
Условия реализации основной образовательной программы раскрывают требования к педагогическому составу, психолого-педагогическому сопровождению, материально-техническому обеспечению реализации основной образовательной программы, информационно-образовательной среде образовательной организации, которая в свою очередь должна содержать структурный компонент, позволяющий осуществлять дистанционное взаимодействие всех участников образовательных отношений, обеспечивать цифровое присутствие образовательной организации в сети Интернет, организовать электронное управление образовательной организацией, автоматизировать процесс сбора информации по итогам проведения процедур оценки качества образовательной деятельности, содержать интерактивный контент по всем учебным предметам для организации электронного и дистанционного обучения, способствовать формированию ИКТ-компетенций обучающихся, необходимых для жизни в современном информационном обществе.
Исходя из требований федеральных государственных стандартов, содержания ряда стратегических документов федерального уровня, а именно: Государственной программы Российской Федерации “Развитие образования” на период до 2025 года, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.12.17 № 1642; паспорта национального проекта “Образование”, утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам протокол от 3.09.18 № 10, — таким компонентом может стать цифровая образовательная среда.
Согласно вышеперечисленным нормативным документам, цифровая образовательная среда образовательной организации представляет собой цифровое пространство для обучающихся, педагогов, административно-управленческого персонала, родителей (законных представителей) обучающихся, позволяющее:
- конструировать и реализовывать индивидуальные учебные планы (программы), в том числе с зачетом результатов обучения по онлайн-курсам при прохождении аттестационных мероприятий; автоматизировать административные, управленческие и организационные процессы;
- проводить процедуры оценки качества образования;
- перевести отчетность образовательной организации в цифровой формат;
- обеспечить возможность организации электронного и дистанционного обучения;
- формировать профили “цифровых компетенций” обучающихся, педагогов, администрации образовательной организации.
Кроме того, цифровая образовательная среда образовательной организации должна стать единым пространством коммуникации для всех участников образовательных отношений, действенным инструментом управления качеством реализации образовательных программ, работой педагогического коллектива, оставаясь при этом управляемой и динамично развивающейся средой с учетом современных тенденций модернизации системы образования и развития информационного общества [7].
Цифровая образовательная среда образовательной организации должна включать в себя:
- инструментарий для организации эффективного управления образовательной организацией с использованием современных механизмов финансирования;
- информационно-библиотечные центры с интерактивными рабочими зонами, оборудованными электронными устройствами для чтения, обеспечивающими доступ к цифровому книжному фонду, электронным учебникам;
- электронный каталог продуктов познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся;
- инструменты для проектирования и организации индивидуальной и групповой деятельности обучающихся, педагогов, представителей администрации;
- инструменты цифрового планирования учебного процесса, фиксации промежуточных и итоговых результатов его реализации;
- онлайн-доступ к информационным ресурсам сети Интернет, учебной и художественной литературе;
- инструменты для организации коммуникации, проведения виртуальных встреч, родительских собраний, педагогических советов и т.п.;
- цифровую библиотеку электронных курсов по всем предметам учебного плана образовательной организации, включая курсы внеурочной деятельности, элективные курсы (предметы);
- инструментарий (среду) для организации электронного и дистанционного обучения;
- инструментарий для создания разновозрастных детско-взрослых сообществ;
- инструменты для ведения электронного учета успеваемости обучающихся, формирования электронного портфолио обучающегося, класса, педагога.
- инструментарий для проектирования и реализации индивидуального учебного плана обучающегося.
Рис.1 Возможный вариант организации цифровой образовательной среды образовательной организации
Однако цифровая образовательная среда современной школы не может быть создана без технического обеспечения (компьютеров, интерактивных комплексов, коммуникационных каналов, мобильных устройств и т. п); программного обеспечения, обеспечивающего работоспособность техники; обеспечения технической, методической и организационной поддержки (создание службы технической поддержки, разработки инструктивных памяток, проведения обучающих семинаров для педагогов и т.п.).
Формирование цифровой образовательной среды в образовательной организации процесс уникальный и должен учитывать множество факторов таких, как:
- уровень сформированности ИКТ-компетенции педагогов образовательной организации;
- готовность участников образовательных отношений к обучению в цифровой образовательной среде;
- возможность внедрения информационных и коммуникационных технологий в практику преподавания всех учебных предметов;
- возможность внедрения информационных и коммуникационных технологий в деятельность воспитательной службы образовательной организации и служб сопровождения;
- обеспеченность образовательной организации необходимым оборудованием;
- условия для практического применения компьютерной техники и иных цифровых инструментов всеми участниками образовательных отношений;
- возможность открытого доступа к информационным каналам локальной внутренней сети, глобальной сети Интернет и к ресурсам медиатек;
- непрерывность развития технической инфраструктуры цифровой образовательной среды образовательной организации.
В процессе формирования цифровой образовательной среды образовательной организации можно выделить несколько этапов:
- Организационный этап:
- Производится оценка соответствия имеющейся материально-технической базы требованиям ФГОС к условиям реализации основной образовательной программы.
- Разработка модели цифровой образовательной среды.
- Планирование пополнения материально-технической базы.
- Анализ уровня ИКТ – компетентности педагогов.
- Планирование обучения коллектива школы.
- Оценка готовности участников образовательных отношений к обучению в цифровой образовательной среде.
- Разработка локальных актов.
- Выбор программного обеспечения наиболее подходящего для формирования цифровой образовательной среды.
- Основной этап (этап формирования цифровой образовательной среды):
- Создание службы методического и технического сопровождения цифровой образовательной среды.
- Формирование материально-технической базы.
- Обучение педагогического коллектива.
- Реализация модели цифровой образовательной среды.
- Перенос отдельных управленческих решений в цифровое образовательной пространство школы.
- Организация электронного планирования деятельности образовательной организации.
- Автоматизация сбора данных по итогам проведенных процедур внутренней оценки качества образования.
- Организация цифрового пространства для коммуникации участников образовательных отношений.
- Организация совместной работы с документами в цифровой образовательной среде.
- Организация дистанционного, электронного обучения в цифровой образовательной среде.
- Обеспечение информационной безопасности в цифровой образовательной среде школы
- Привлечение родителей и обучающихся к работе с отдельными компонентами цифровой образовательной среды школы.
- Аналитический этап:
- Оценка соответствия сформированной цифровой образовательной среды требованиям федеральных государственных стандартов и разработанной модели.
- Изучение степени удовлетворенности обучением в цифровой образовательной среде участников образовательных отношений.
- Внесение изменений работу цифровой образовательной среды школы.
При выборе программного обеспечения для формирования цифровой образовательной среды образовательной организации и разработке локальных актов, регламентирующих ее работу, необходимо руководствоваться следующими документами[5]:
- Доктрина информационной безопасности РФ.
- Свободное программное обеспечение в госорганах.
- Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. N Пр-212.[2]
- Системный проект формирования электронного правительства в Российской Федерации[3].
- Государственная программа «Информационное общество (2011–2020 годы)».
- Распоряжение от 17 декабря 2010 г. № 2299-р «О плане перехода федеральных органов исполнительной власти и федеральных бюджетных учреждений на использование свободного программного обеспечения (2011–2015 годы)[5]».
- В соответствии со стандартом ГОСТ принят формат офисных документов ODF.
Исходя из экономической целесообразности, а также во исполнение указа президента РФ “О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года” от 7 мая 2018 г. № 204, можно сделать вывод о том, что в основу функционирования цифровой образовательной среды образовательной организации следует положить работу со свободно-распространяемым и отечественным программным обеспечением.
Важным критерием при формировании цифровой образовательной среды является доступ ко всем сервисам через браузер и мультиплатформенность используемых инструментов, что обеспечивает гибкость настройки, мобильность и удобство в работе для всех участников образовательного процесса.
Формирование цифровой образовательной среды образовательной организации позволит обеспечить модернизацию образовательного процесса, внедрить в педагогическую практику технологии электронного обучения, различных моделей дистанционного и смешанного обучения, автоматизирует процессы управления качеством образования, формирование у школьников навыков обучения в цифровом мире, умению создавать цифровые проекты для своей будущей профессии, присутствие в образовательной организации в сети Интернет.
Формирование цифровой образовательной среды образовательной организации — это смелый шаг к проектированию “Цифровой школы”, “Современной цифровой образовательной среды”, о которых говорит Государственная программа Российской Федерации “Развитие образования”, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642.
Список использованной литературы
- Государственная программа Российской Федерации “Развитие образования”, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642.
- Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на период до 2030 года от 9 мая 2017 г. N Пр-212.
- Государственной программы Российской Федерации “Развитие образования” на период до 2025 года, утверждена Постановлением Правительства РФ от 26.12.17 № 1642
- Паспорт национального проекта “Образование”, утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам протокол от 3.09.18 № 10.