В соответствии с современными требованиями ФГОС одним из ключевых моментов информатизации школы является построение единого информационно-образовательного пространства (ЕИОП).

Взаимодействие элементов ЕИОП гимназии и его наполнение обеспечивает информационно-образовательная среда образовательного учреждения: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий.

Предмет «Информатика» развивает у обучающихся компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий, которая включает практическое владение компьютерными средствами представления информации и анализа данных с использованием прикладных программ, а также средств программирования. В рабочих программах педагоги отводят до 60–65% учебного времени урока/занятия на практические упражнения в соответствии с требованиями СанПИН. Примерно такое же соотношение практических работ на компьютере и общего количества уроков получается при планировании количества учебных часов.

Однако процент практических работ можно увеличить, а следовательно, добиться более качественных результатов обучения умениям и навыкам работы на компьютере, если для организации обучения использовать современные программные решения. В гимназии № 528, помимо традиционных, используются различные современные технологии. В данной статье речь пойдёт о достаточно молодой, но быстро развивающейся системе Google Classroom.

В настоящее время в нашем образовательном учреждении организовано единая информационная среда по программе «Google Suite for Education». У каждого учителя и каждого ученика с 7-го по 11 класс имеется учетная запись, которая позволяет использовать все сервисы Google в едином корпоративном режиме. В связи с этим появилась возможность организации управления, взаимодействия и сотрудничества педагогического коллектива. Для обучающихся наличие учетной записи, кроме информационных целей (например, участие во внутреннем сетевом сообществе учеников, организованного в нашей гимназии с помощью сервиса Google+), обеспечивает возможность организации учебных занятий на современном технологическом уровне. Уроки информатики в 7–11 классах (пока еще не во всех группах) проводятся с использованием системы Google Classroom, и подобная организация обучения открывает новые возможности в преподавании.

Прежде всего нужно отметить нацеленность процесса обучения на конкретный результат, выполнение практического задания и, как итог работы, сданный на проверку:

  • файл (документ, рисунок, программа, таблица, текст, звук и т.п.);
  • тестовая работа с различными типами ответов, в том числе развернутых;
  • сайт и др.

Кроме этого, ученик в ходе учебного занятия (в школе, а затем и дома) выполняет самые разные операции с почтовыми отправлениями, сетевыми и локальными дисками, заданиями и объявлениями курса. Он постоянно должен заниматься вопросами самоорганизации, т.е. распределением своего времени на различные учебные задачи, организацией своего электронного рабочего стола, а также вопросами взаимодействия с учителем и своими одноклассниками.

Преимуществом Classroom является дифференцированный подход к обучению. Технология организации класса позволяет выставлять задания группе учеников или выстраивать индивидуальные маршруты отдельных учеников таким образом, что об этом не будут догадываться другие ученики. Таким образом можно поддержать даже самых слабых, не унижая их достоинства, помочь каждому ученику достичь положительных результатов в соответствии с его способностями, а активным и мотивированным ученикам — не потерять интереса к познанию.

Важным преимуществом «электронной классной комнаты» является гибкая настройка заданий: можно менять сроки сдачи и шкалу оценок, создавать черновики и указывать дату и время их автоматической публикации в ленте курса, получать автоматические оповещения календаря курса. Удобно проверять задания: нагляден результат работы каждого ученика, проводится в автоматическом режиме оповещение ученика об оценке за выполненное задание или возвращении работы на доработку.

Достоинство Classroom заключается в его очень простой организации, логика которой доступна даже не совсем «продвинутому» учителю, а именно:

  • подключение учеников к курсу организовано с использованием групп пользователей домена — учеников или группы, которые заранее сформированы администратором;

  • информирование о графике заданий для учащихся производится в автоматическом режиме (Classroom создает для каждого курса свой календарь и автоматически обновляет в нем задачи и их сроки, а также автоматически рассылает оповещения);

  • просмотр заданий учащимися доступен разными способами (в ленте курса, на странице работы, в календаре курса, по ссылке в информационном письме-оповещении);

  • экспорт оценок производится в Google Таблицы или CSV-файл, который можно загрузить в другие приложения.

Можно организовать совместное преподавание курса с коллегой. Google Classroom доступен в Интернете и через мобильное приложение Google Класс для Android и iOS.

С чего же начать работу?

Во-первых, нужно зарегистрировать образовательную организацию в программе «Google Suite for Education». Это делает уполномоченный администратор — сотрудник образовательной организации. В результате школа получает доменное имя в сегменте «ru», например, наша гимназия зарегистрирована в домене «gimn528.ru».

Во-вторых, этим же администратором производится подключение каждого сотрудника и ученика к корпоративной системе и выдача логинов и паролей для доступа к сервисам G Suite for Education. В результате все получают почтовый ящик в домене образовательного учреждения и доступ к инструментам для работы в единой информационно-образовательной среде, в том числе к Google Classroom. Создание курса в Classroom, его настройка и наполнение — это следующий шаг уже конкретного учителя.

Рисунок 1. Создание курса

В курсе можно создавать задания по мере необходимости. Совсем не обязательно это делать к каждому уроку. В так называемой «Ленте курса» будут отображаться все задания и объявления, которые преподаватель опубликует для учащихся. Ученики получают оповещения автоматически по мере их появления.

Рисунок 2. Создание задания в курсе

Можно добавить инструкции, есть возможность прикрепить задание в виде файла, указать сроки сдачи выполненной работы. Кроме этого, можно задать вопрос, сделать объявление, использовать задания повторно, в том числе из другого курса, что существенно экономит время учителя. Еще раз обращаем внимание: задание может предназначаться как для всех учащихся, так и для группы или одного ученика. Созданный файл отобразится в ленте, и его увидят только те, кому он адресован. Оповещение будет отправлено автоматически на электронную почту учащихся.

Для того, чтобы получить максимальный эффект от использования Google Classroom, необходимо провести подготовительную работу на уроке: показать ученикам, как ввести правильно логин и пароль, проверить почтовый ящик, работать с письмами, оповещениями, заданиями в среде Classroom, отправлять ответы, прикрепляя файлы и т.д.

Организация учебного процесса на уроках информатики в системе Google Classroom способствует развитию информационной грамотности, развивает умение использовать информационные и коммуникационные технологии в системе, способствует формированию компетенций, необходимых для жизни в современном мире.

Подключение по программе «Google Suite for Education» дает образовательной организации серьезный, нацеленный на решение самых разных задач школы и при этом бесплатный инструмент. Все пользователи: администраторы, учителя, ученики — получают свои права доступа к разным сегментам информации, возможность совместной деятельности в режиме реального времени. Этот инструмент можно эффективно использовать для организации проектной и исследовательской работы.

Источники: