Известным и доказанным фактом остается тот, что от качества управления образовательной организацией зависит темп ее развития, успешность педагогического коллектива, качество образования, удовлетворенность участников образовательных отношений качеством оказываемых образовательных услуг.
Чтобы правильно выстроить систему управления образовательной организацией нужно четко понимать что такое управление, чем управляет руководитель, какие тенденции развития системы образования нужно при этом нужно учесть, какие инструменты использовать. От качества выстроенной системы управления напрямую зависит эффективность работы руководителя.
Управление школой — это система планирования, организации и руководства деятельностью школы, которая направлена на организацию, контроль, регулирование образовательного процесса в соответствии с заданной целью, анализ и выработку решений на основе полученной информации.
Таким образом, управляя школой руководитель управляет планированием деятельности школы, организацией образовательного процесса, его качеством, работой педагогического коллектива и их профессиональным ростом, созданием условий для реализации образовательных программ, процессами оценки результатов образовательной деятельности, развитием образовательной организации.
Существенное влияние на управления развитием образовательной организации оказывают изменения в системе образования, которые регламентируются такими стратегическими документами как:
- Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации на период до 2030, утвержденной указом Президента РФ от 9 мая 2017 года.
- Государственной программой «Развитие образования» на период до 2025 года, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 года № 1642, которая определяет цели, задачи и направления развития современной образовательной организации.
- Паспортом национального проекта “Образование”, утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам протокол от 3.09.18 № 10.
Согласно этим документам мы должны обеспечить получение каждым обучающимся качественного образования; создать условия для реализации онлайн-обучения; готовить ученика, обладающего гибкими компетенциями, к жизни в обществе, в котором будет сформирован Интернет вещей, будет функционировать сеть Интернет пятого поколения, сформирована Цифровая экономика, города стали Умными.
А это означает, что образовательная среда современной школы должна быть насыщена современным компьютерным оборудованием и техникой, которая позволит сформировать те гибкие компетенции, которые помогут сегодняшнему ученику жить и успешно работать в таком обществе.
Речь идет не только о гибких компетенциях обучающихся, но и педагогов, о внедрении цифрового профиля обучения, обновлении системы управления качеством образования, создании центров цифровой трансформации школы, внедрении цифровых технологий в содержание образовательных программ педагогов, о формировании цифровой образовательной среды в образовательной организации, создании цифровой школы.
И вот тут встает серьезный вопрос, а какой должна быть цифровая школа, чтобы она могла позволить управлять деятельность образовательной организации в полном объеме?
“Цифровая школа” не может быть создана без технического обеспечения (компьютеров, интерактивных комплексов, коммуникационных каналов, мобильных устройств и т. п); программного обеспечения, обеспечивающего работоспособность техники; технической, методической и организационной поддержки педагогов.
“Цифровая школа” должна стать единым пространством коммуникации, организации онлайн-обучения, действенным инструментом управления качеством реализации образовательных программ, работой педагогического коллектива, оставаясь при этом управляемой и динамично развивающейся средой с учетом современных тенденций модернизации системы образования и развития информационного общества.
В структуре “Цифровой школы” должен быть действенный инструментарий, который позволит быстро аккумулировать информацию о каждом направлении деятельности образовательной организации, провести ее анализ, на основании которого можно принимать соответствующие управленческие решения и также быстро их воплощать в жизнь.
Функциональные возможности “цифровой школы” должны позволить решать такие задачи, как:
- конструировать и реализовывать индивидуальные учебные планы (программы);
- автоматизировать административные, управленческие и организационные процессы;
- проводить процедуры оценки качества образования;
- перевести отчетность образовательной организации в цифровой формат;
- обеспечить электронное планирование деятельности образовательной организации;
- обеспечить возможность организации смешанного, электронного и дистанционного обучения;
- формировать профили “цифровых компетенций” обучающихся, педагогов, администрации образовательной организации;
- формировать “электронные кейсы” для всех участников образовательных отношений.
- обеспечить быстрый доступ педагогов, административной команды, службы сопровождения к информации, необходимой для выполнения своих функциональных обязанностей.
Таким образом, комплексный подход в формировании “цифровой школы” (цифровой образовательной среды) открывает не только новые возможности учебно-воспитательного процесса, минимизирует трудозатраты педагогического коллектива, но и делает процесс управления образовательной организации более эффективным.