КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫМИ РЕСУРСАМИ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 

Ненахова Елена Николаевна, Алекаева Светлана Викторовна, Козлова Ирина Александровна, Коновалов Дмитрий Васильевич, Маркина Ирина Владимировна, Ольховская Ирина Николаевна, Перепелица Маргарита Олеговна, Старчикова Татьяна Васильевна, Фабрикова Ирина Викторовна, Шапиро Константин Вячеславович ([email protected])

Государственное общеобразовательное учреждение гимназия № 528 Невского района Санкт-Петербурга

Соколова Елена Алексеевна, Тихомирова Надежда Олеговна

 Государственное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа № 531 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Шаталов Антон Владимирович заместитель директора по УВР Государственное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа № 328 с углубленным изучением английского языка Невского района Санкт-Петербурга

 

АННОТАЦИЯ

В статье представлен опыт работы педагогического коллектива гимназии по созданию комплексной системы управления образовательным контентом в ОО. Приведён компонентный состав системы, описаны технологии создания качественного контента и управления педагогическим коллективом в процессе запуска системы и её текущей эксплуатации.  

 

Сегодня перед обществом  стоит глобальная задача по целенаправленному формированию информационного общества, определяемая Стратегией развития информационного общества в РФ на 2017-2030 г.г. [1]. В соответствии со Стратегией, в числе прочего, в России должны быть построены общество знаний и цифровая экономика. Для системы образования это означает, в частности, что в течение этого времени нужно сформировать желаемый образ цифровой образовательной организации (ЦОО), описать содержание этого понятия и определить подходы к реализации данного понятия на практике. Под ЦОО мы понимаем комплексную реализацию важнейших функций образовательной организации средствами актуальных и перспективных информационно-коммуникационных технологий, позволяющую потребителю получить в электронном виде полноценный доступ к услугам, реализуемым образовательной организацией. ЦОО должна обеспечивать следующие важные функции:

  • централизованное хранение и управление образовательным контентом и другими электронными ресурсами;
  • формирование «цифрового следа» субъектов образовательного процесса;
  • управление деятельностью целевых групп;
  • реализацию и сопровождение образовательных программ, включая оценивание образовательных результатов;
  • коммуникацию субъектов образовательного процесса.

В настоящее время гимназия № 528 и ряд других образовательных организаций Санкт-Петербурга уже ведут работу по формированию желаемого образа цифровой образовательной организации.  

В гимназии № 528 разработана стратегия управления образовательной организацией в условиях развития информационного общества [3], которая позволяет на практике отработать механизмы управления виртуальными событиями, организовать горизонтальное сотрудничество при реализации такой важной составляющей учебного процесса, как исследовательская деятельность учащихся. Уже реализованные решения позволили организовать электронное сопровождение основной образовательной программы на принципиально новом уровне, позволяющем применить разноуровневое обучение как в классе, так за его пределами [5].

Основными технологическими решениями в гимназии стали:

  • создание образовательного портала гимназии, объединяющего информационные ресурсы и систему управления образовательным контентом (http://school528.spb.ru/). 
  • создание внутрикорпоративного портала управления (электронная учительская) и ряда других ресурсов для управления деятельностью целевых групп (сайт «Педагогические советы-528», сайт «Методический кабинет-528», сайт «Классные руководители», сайт Совета родительской общественности и др.),
  • использование корпоративных сервисов Google для организации совместной работы и дистанционного сопровождения образовательных программ,
  • создание комплекса виртуальных ресурсов для сопровождения основной образовательной программы (электронное приложение к ООП «Контент»: http://do.school528.spb.ru/ ; «Электронная школьная газета»: http://school528.spb.ru/newspaper2017-3/#/page/1; «Виртуальный музей»: http://school528.spb.ru/virtour/; Каталог исследовательских работ учащихся: http://catalog.pedagogi.info/);
  • создание системы управление электронным образовательным контентом и его доставка на гаджеты учащихся без использования сети Интернет.

Рассмотрим подробнее некоторые из представленных решений. 

Одной из самых продуктивных является возможность организации совместной работы над документами, оперативного сбора информации в виде электронных таблиц и опросов с помощью облачных технологий сбора и анализа информации. В частности, в гимназии реализованы самые разные электронные журналы заявок по административно-хозяйственному направлению.

 Рассмотрим технологию управления виртуальными событиями на примере деятельности научно-методического совета. Раздел «НМС» на сайте электронной учительской выполняет следующие функции:

  1. координационная обеспечение согласованности всех мероприятий в области научно-методической и инновационной деятельности;
  2. аналитическая изучение нормативно-правовой и методической документации; приоритетных направлений развития общего образования;
  3. информационная   ознакомление педагогов с основными документами и опытом методической и инновационной деятельности в сфере образования.
  4. мониторинговая определение результативности методической и инновационной работы, выявление проблем, требующих принятия эффективных решений

На внутреннем сайте обсуждается план работы, повестка дня и решение заседания НМС. Это экономит время заседаний, придает работе четкость и последовательность. План работы составляется и публикуется в августе, перед  началом учебного года, но может дорабатываться и дополняться, поскольку научно-методическая работа живой процесс,  и всегда может возникнуть потребность в корректировке.  Также существует архив заседаний НМС предыдущих лет. Имея блок этих материалов, руководитель образовательного учреждения отслеживает динамику развития данного направления образовательной деятельности и всегда может оперативно продемонстрировать проделанную работу инспектирующим органам.  Экспертная группа, состоящая из учителей с ученой степенью, корректирует  тематику и план учебно-исследовательских работ обучающихся и вносит соответствующие изменения, редактирует разнообразные локальные акты, программу работы секций школьной научно-практической конференции. Использование информационных ресурсов  обеспечивает коллегиальность, т.е. возможность  принимать решение сообща, что одновременно возлагает ответственность на всех членов НМС, т.к. сделанные дополнения и изменения фиксируются с помощью самой программы электронной учительской.  

В гимназии разработан и активно используется такой инструмент взаимодействия, как виртуальные педагогические советы, которые проводятся 1 раз в год  [2]. Сайт «Педагогические советы-528» был создан в целях организации подобной работы, публикации информационных материалов, анкетирования сотрудников, проведения виртуальных мастер-классов. В настоящее время сайт стал необходимым ресурсом и для сохранения информационных материалов очных педсоветов. 

Главным преимуществом организации виртуального методического кабинета является база материалов, ссылок для работы каждого педагога, которая формируется постепенно всем педагогическим коллективом.

Горизонтальное сотрудничество при организации исследовательской деятельности учащихся обеспечивается благодаря межшкольному сетевому каталогу исследовательских работ учащихся. Уже на протяжении многих лет гимназия организует и проводит для своих учащихся и учащихся других школ города исследовательскую конференцию «В ответственности за будущее» [4]. Два года назад было принято решение создать открытый электронный каталог исследовательских работ учащихся (ЭКИРУ). Данный продукт  разработан совместно ГБОУ гимназией № 528 Невского района Санкт-Петербурга и компанией «Современные технологии в образовании и культуре».

В настоящее время в ЭКИРУ размещена информация обо всех исследовательских работах учащихся, представленных на конференциях Конгресса школьных  конференций инновационного кластера «Инвестиции в будущее».  Каталог позволяет сохранять информацию о представленных  работах, их авторах, аннотации и тексты работ, рекомендованных к публикации оргкомитетом конференции. Это даёт возможность самим исследователям и их научным руководителям при планировании проектов опираться на предыдущие результаты, понимать актуальность и оценивать новизну предпринимаемого исследования. Также каталог позволяет отслеживать исследовательскую активность учащихся и сотрудников образовательной организации, сохранять «цифровой след» исследователя. 

Для удобства пользователей в Каталоге реализована возможность поиска по предметам, конференциям, названию работы и ключевым словам. Помимо этого,  имеется функцию «одного окна» при подаче заявок на участие в исследовательских конференциях разных школ. Каталог является открытым ресурсом, доступным  любому образовательному учреждению.

Составление индивидуального маршрута обучающихся с помощью ресурсов электронного приложения к образовательной программе. Для реализации на практике задачи индивидуализации обучения используется электронное приложение к ООП — сайт «Контент». Сайт находится в свободном доступе в режиме 24/7, и поэтому им могут пользоваться все субъекты образовательного пространства. В соответствии с учебным планом гимназии на страницах приложения расположены таблицы тематического планирования по всем предметам с 1 по 11 класс, наполненные различными информационными модулями: интерактивными тестами, презентациями, файлами-документами, содержащих учебные задания, примеры контрольных работ и др., а также ссылки на ЭОР и видеолекции. Этот ресурс создан для того, чтобы учащимся разных групп здоровья, ученикам, обучающимся на дому или пропустившим занятия по каким-либо причинам,  было комфортно учиться, чтобы они могли освоить материал основной образовательной программы в полном объёме. На сайте выкладываются все учебные материалы, с которыми работали ученики в классе на уроке, и домашние задания, необходимые для закрепления и усвоения материала. Родители могут проверить знания своих детей, попросив их выполнить тест по теме урока или ответить на вопросы, подготовленные учителем; вместе с ребёнком просмотреть презентацию, поработать с различными информационными учебными ресурсами. Все материалы систематизированы. Учитель может использовать данный ресурс и на уроке. Информация подобрана и скомпонована для необходимого и углублённого уровня обучения. Особую ценность представляет возможность составления индивидуального маршрута обучающихся. Электронные ресурсы представляют собой разноуровневые задания и учитывают объем усвоения программы на  всех этапах, степень формирования умений и навыков, возможности творческого и логического мышления обучающихся.

Управление учебными курсами средствами Google Classroom. Одним из ключевых моментов информатизации школы в соответствии с современными требованиями ФГОС является построение единого информационно-образовательного пространства (ЕИОП).  

Взаимодействие элементов ЕИОП гимназии и его наполнение обеспечивает информационно-образовательная среда (ИОС) образовательного учреждения: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.

Базовой платформой для  организации среды была выбрана система Google Suite for Education, которая предлагает полный спектр инструментов Google, но с возможностью использования в корпоративном секторе. Такой подход позволил не только внедрить эффективные инструменты управления сотрудниками, но и предоставил возможность широкого использования элементов среды в учебной деятельности. Одним из таких элементов стала LMS-система Google Classroom (Класс). Благодаря Классу общение учащихся и преподавателей выходит на новый уровень – теперь оно не ограничивается пределами аудитории. 

Класс позволяет обеспечить быструю интеграцию Google Диск и предоставляет удобный интерфейс для создания и управления учебными курсами. Это открывает новые возможности в преподавании, так необходимые педагогам. 

Список главных особенностей Google Classroom:

  • удобное добавление учащихся, т.к. реподаватель может отправить приглашение учащимся на созданный курс при помощи групп пользователей домена, которые заранее сформированы администратором;
  • совместное преподавание — возможность пригласить на курс до 20 других преподавателей;
  • дифференцированный подход — возможность создавать индивидуальные задания для каждого учащегося;
  • настройка заданий — возможность добавлять сроки сдачи, менять шкалу оценок и отслеживайте проверенные задания;
  • предварительная подготовка  — возможность создавать черновики записей и заданий или настраивать дату и время их автоматической публикации в ленте курса;
  • настройка темы курса — возможность изменять цветовое оформление и темы по умолчанию;
  • отслеживание заданий для учащихся — Класс создает для каждого курса Google Календарь и обновляет в нем задачи и их сроки, а учащиеся могут просматривать задания в ленте, на странице работ и в календаре курса;
  • Перенос оценок — возможность экспорта итоговых оценки в Google -таблицы или CSV-файл, который можно загрузить в другие приложения.

Для более продуктивного взаимодействия обучающегося с учителем как на уроке, так и во внеурочной деятельности учащимся были выданы логины и пароли для доступа к  сервисам G Suite for Education. Таким образом ребята получили почтовый ящик в домене гимназии и доступ к основным инструментам для работы в ИОС, а также получают задания в среде Google Classroom и просматривают оценки за уже выполненные. Оповещения о том, что работа проверена,  приходит на электронный ящик учащегося. 

Также Класс доступен в Интернете и через мобильное приложение Google Класс для Android и iOS.

Организация разноуровневого обучения средствами АПК «СТОиК-контент». Разноуровневая дифференциация обучающихся дает возможность  учителю учитывать уровень подготовленности каждого. В условиях применения технологии разноуровнего обучения на уроках учителя математики  гимназии № 528 второй год апробируют АПК «СТОиК –контент, удобный инструмент для создания образовательного контента и доставки его на гаджеты обучающихся.  

Учитель в рамках подготовки  к  уроку отбирает и структурирует  материал по изучению новой темы. Технические возможности АПК «СТОиК»-контент позволяют на подготовительном этапе загрузить все необходимые материалы. На уроке обучающиеся используют свои смартфоны, планшеты с беспроводным доступом в интернет Wi-Fi (без выхода во внешний интернет). Затем учитель организует самостоятельную работу  по последовательному изучению  файлов, содержащих теорию, образцы решения и т.д . и составлению конспекта в  тетради. Во время этой работы у обучающихся могут возникнуть различные вопросы, их коллективное обсуждение под руководством учителя позволяет скорректировать  знания.

На следующем этапе урока обучающиеся выполняют задания из файла «Задачи» разного уровня сложности.  Например, предлагаются задачи из Открытого банка  заданий ЕГЭ и ОГЭ  портала ФИПИ базового и повышенного уровня. Каждый обучающийся может выбрать для себя уровень заданий. У учителя есть возможность на этом этапе индивидуально консультировать обучающихся, оказывать своевременную методическую помощь. На этапе  самостоятельного выполнений заданий по отработке  новой темы ученики  имеют возможность в случае необходимости просматривать  файловые материалы.

Управление электронным образовательным контентом и его доставка на гаджеты учащихся без использования сети Интернет (музей и библиотечные выставки). Для вовлечения в образовательный процесс гаджетов учащихся в гимназии активно используется аппартно-программный комплекс «СТОиК-контент». Данный комплекс позволяет организовать доставку электронных образовательных ресурсов на гаджеты пользователей без использования внешних каналов связи с внутреннего сервера гимназии. Эта технология была использована для организации виртуального читального зала, виртуальных библиотечных выставок и виртуальных экспозиций школьного музея. 

Например, в  библиотеке гимназии № 528  проходили тематические выставки, посвященные блокаде Ленинграда, новинкам детской литературы, юбилеям писателей. Виртуальная выставка доступна в читальном зале и холле перед библиотекой при подключении гаджета учащегося по Wi-Fi к контент-серверу. На сервере были размещены объекты, соответствующие представляемым книгам. Каждый объект состоял из фотографии обложки, аннотации книги, биографии автора. Для выставки, посвященной блокаде,  был также организован виртуальный читальный зал, в котором дети получили возможность читать произведения популярных авторов со своих смартфонов и телефонов. 

Средствами АПК «СТОиК-контент» также реализован ряд виртуальных выставок в музее гимназии. Так, стенд «Президент Российской Федерации» дополнен виртуальными выставками «Президенты нашей страны» и «Конституции». Особенность виртуальных выставок состоит в том, что АПК «СТОиК-контент» позволяет организовывать объекты выставки в тематические сценарии и связывать объекты между собой с целью расширенного или углубленного понимания изучаемого предмета или явления. Например, в выставке «Президенты нашей страны» реализован следующий сценарий Президент СССР —  Горабчёв М. С. — нобелевский лауреат — Нобелевская премия мира —  Нобелевская премия.

Работа с перечисленными ресурсами организована таким образом, что каждый сотрудник гимназии несет свою ответственность за определённый блок общего информационно-образовательного контента школы, например: 

– учитель – личная страница на официальном сайте, предметные страницы на сайте «Контент»;

– заместители директора по УВР – учебная деятельность, подготовка к ЕГЭ и ОГЭ, информация для родителей;

– заместитель директора по ВР – страница «События, факты, комментарии», воспитательная деятельность;

– руководитель структурного подразделения ОДОД – дополнительное образование;

– председатель методического объединения – документация методических объединений, участие во Всероссийской олимпиаде школьников и т.д.

— члены НМС – «Методический кабинет», «НМС».

Сотрудник обязан самостоятельно размещать и обновлять информацию, для чего организована возможность её корректировки под индивидуальными логинами и паролями. Для этого на портале гимназии предусмотрен раздел «Редактирование» для организации работы сотрудников гимназии со страницами портала. 

Конечно, необходимой составляющей эффективной совместной работы являются ответственность и компетентность каждого сотрудника ОУ, что требует плановой работы в режиме корпоративного повышения квалификации и неустанного контроля со стороны администрации. 

В школе № 531 Красногвардейского района СПб на основе технологий коллективной работы Google разработана модель методического кабинета. Данная модель позволяет организовать работу каждого педагога школы по формированию личного электронного портфолио в соответствии с аттестационными требованиями, а также осуществлять коллективную  работу над совместными методическими документами. Школой разработаны методические рекомендации по организации виртуальной методической службы, а также программа повышения квалификации сотрудников для формирования необходимых компетенций при работе с виртуальной методической службой. 

В школе 328 с углубленным изучением английского языка Невского района Санкт-Петербурга разработан инструмент сетевой оценки сформированности метапредметных результатов. Методологическую основу представляемого инструмента составляет «сетевой принцип оценивания» [6]. Под этим понимается возможность каждого педагогического работника выставлять оценку каждому обучающемуся по всем типам формируемых метапредметных результатов в соответствии с критериями оценки познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД, которые разработаны на основе требований ФГОС начального общего и основного общего образования. По указанным критериям оценивается каждый обучающийся класса всеми педагогами-предметниками, работающими в классе. 

Инструмент позволяет оценивать достижение групп результатов в отдельности, при этом, если результат (умение) сформирован (о), то ученик получает 1 балл, если нет, то – 0 баллов. Оценка производится на основе наблюдений учителя в течение учебного периода и согласно утвержденному календарно-тематическому планированию по учебному предмету, где отмечены основные уроки, нацеленные на формирование метапредметных умений и навыков. По итогам учебного периода на основе полученных значений формируются оценочные шкалы, релевантные для данного учебного коллектива.

Сетевой инструмент позволяет выстроить четкую систему оценки метапредметных достижений обучающихся как неотъемлемой части внутренней системы оценки качества образования в ОО. Итоги анализа уровня сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных результатов обучающихся позволяют оперативно вносить изменения в деятельность педагогов, формировать индивидуальные траектории развития каждого обучающегося, программы коррекции.

Помимо возможности для педагогического коллектива организовать релевантное оценивание, администрация ОО получила инструмент для анализа готовности педагогов к реализации ФГОС ООО по формированию УУД и качества планирования этой деятельности.

Таким образом,  комплексный подход к управлению образовательным контентом успешно решает основную задачу – создание условий для доступного и   качественного образования. 

 

Список источников:

  1. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 — 2030 годы» , [Электронный ресурс] //Режим доступа: [http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201705100002] – Доступ получен 3 янв.. 2018. 
  2. Ненахова Е. Н., Шапиро К. В., Маркина И. В. Реорганизация управленческой деятельности в ОУ на примере проведения виртуального педагогического совета //сборник «информационные технологии для новой школы»: материалы V международной конференции. – 2014. – Т. 1.
  3. К. Шапиро. 10 шагов к развитию информационного пространства школы // Школа управления образовательным учреждением. — 2017. — № 08 (68). — С. 39–44.
  4. Ненахова Е. Н. Школьная научно-практическая конференция как условие успешной исследовательской деятельности учащихся //Statja_o_konferencii. html (дата обращения 20.08. 2013). – 2013.
  5. Ненахова Е. Н., Алекаева С. В. Школьный интернет-портал как инструмент реализации современной образовательной политики //Академический вестник. Вестник Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. – 2017. – №. 1. – С. 24-28.

6. Дорофеев В. В., Дорофеева Т. В., Шапиро К. В. Использование автоматизированной сетевой среды оценки уровня сформированности метапредметных результатов обучающихся в системе внутренней оценки качества образования. “Школа нового поколения. Образовательная сеть как ресурс развития”. Сборник статей по итогам VIII международной научно-практической конференции / Сост. Шапиро К. В, Дорофеева Т. В. – СПб: ГБУ ДПО «СПбЦОКОиИТ», 2017. –  87 с. (стр. 75-79)