Ненахова Е.Н., Алекаева С.В.
ШКОЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Аннотация. В статье представлен опыт создания интернет-портала образовательной организации, дано описание его структуры, ключевых принципов построения сервиса, описаны возможности его информационных, образовательных и воспитательных ресурсов.
Ключевые слова: интернет-портал, образовательный сервис, контент, корпоративное управление, виртуальная учительская, образовательное пространство, электронная газета, электронное портфолио учителя.
Достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства основные направления образовательной политики государства, которые определяет Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [1].
Значимым фактором инновационных изменений в сфере образования являются «новые требования формирующегося информационного общества к системе образования» [2], что предполагает широкое использование информационно-коммуникационных технологий в практике работы школьных образовательных организаций.
Так, информационная открытость образовательных организаций рассматривается Федеральным законом (Статья 3) как основной принцип государственной политики в сфере образования, а основным механизмом реализации указанного принципа является официальный сайт (Статья 28).
В соответствии с нормативными требованиями (Статья 29) официальный сайт школы должен обеспечивать участникам отношений в сфере образования возможность получить необходимый и достаточный объем информации (сведений) о структуре, целях, задачах, условиях деятельности образовательной организации.
Важным требованием к современной школе является и создание условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств [1, 2].
Таким образом, сделаем акцент на то, что официальный ресурс, представляющий школу в Интернете, необходимо рассматривать не только как информационное средство, обеспечивающее информационную открытость образовательной организации, но и как «деловой инструментарий», который способствует реализации приоритетных направлений современной образовательной политики, в частности:
- Достижение современного качества образования.
- Повышение профессионализма педагогов.
- Повышение роли педагогического взаимодействия семьи и школы в образовании и воспитании детей.
Эта концептуальная идея была положена в основу создания интернет-портала нашей гимназии № 528 (http://school528.spb.ru).
Помимо нормативного раздела, предоставляющих официальные сведения об организации, информационно-образовательный портал гимназии имеет нескольких самостоятельных модулей:
- электронное приложение к образовательной программе («Контент»),
- виртуальная учительская,
- виртуальный музей,
- виртуальная экскурсия,
- электронная газета,
- консультационный центр для родителей «Вместе со всеми».
Остановимся подробнее на разделах, определяющих особенность портала гимназии и помогающих в реализации обозначенных выше направлений современной образовательной политики.
Электронное приложение к образовательной программе («Контент»). Приложение (http://do.school528.spb.ru/), работа над которым продолжается несколько лет, выполняет образовательную функцию на нашем портале.
Цель электронного приложения – создание условий для расширения образовательных возможностей обучающихся с помощью электронных ресурсов.
Электронное приложение позволяет:
- активизировать самостоятельную работу учащихся и расширить её спектр в урочное и внеурочное время;
- создать комфортные условия для освоения материала программы учащимся разных групп здоровья, ученикам, пропустившим занятия по болезни и обучающимся на дому;
- предоставить возможность углубленного изучения предметов для одарённых детей в соответствии с принципами развивающего обучения [3].
Это авторский вариант школы по реализации дистанционного обучения. Учебный контент охватывает учебные предметы с 1 по 11 класс и предназначен для учащихся разных категорий на всех ступенях обучения (в начальной, основной и средней школе).
Мы ведем статистику посещения данного приложения: за год в среднем на предметные страницы заходят 44 человека в день. За ноябрь 2016 года их посетили 638 пользователей.
На начальной странице «Контента» есть достаточно востребованный инновационный продукт «Школьный ГЛОНАСС», созданный в рамках проекта по выявлению и сопровождению детской одаренности. Это список конкурсов и олимпиад, в которых могут принять участие дети. Оперативное информирование школьников и их родителей, учителей о возможностях участия в различных дополнительных развивающих мероприятиях значительно повышает активность и результативность участия школьников в олимпиадах и конкурсах.
В сети Интернет есть аналогичные ресурсы (например, перечень олимпиад https://mega-talant.com/calendar), но для экономии времени и удобства мы создали свою базу. Данный продукт встроен в главную административную панель, в которой учителя и завучи могут дополнять информацию об олимпиадах.
Таким образом, «Контент» помогает ученикам освоить материал учебной программы и поддерживает актуальное для образовательной политики направление – развитие детской одаренности, а родителям позволяет стать полноправными участниками образовательного процесса.
Виртуальная учительская «Интранет-528». Этот раздел школьного портала обеспечивает:
- Автоматизацию документооборота и отчетности.
Отметим, что использование веб-технологий коллективной работы с документами позволяет реализовать корпоративный подход к разработке внутришкольной документации (годовых отчетов, публичного доклада, Программы развития образовательной организации и др.).
- Реализацию задачи повышения качества образования.
Этому способствует структура раздела, включающая в себя такие вкладки, как «Учебно-воспитательная работа», «Научно-методический совет», «Обучение на дому» и др.
В разделе публикуются результаты диагностических работ по предметам школьной программы, в архиве хранятся все нужные документы прошлых лет, поэтому любой учитель может проследить динамику успеваемости своих учеников (или класса).
Значимо, что педагогическим коллективом гимназии с помощью сетевых технологий реализуются некоторые формы профессиональной деятельности: проводятся виртуальные педагогические советы, производственные совещания и др. [4, 5].
Виртуальный музей (http://school528.spb.ru/virtour/). Этот раздел портала организован на основе системы проектов: музейная экспозиция «История школы», виртуальная экскурсия по гимназии, исследовательская деятельность учащихся на базе ресурсов музейного комплекса.
Данная часть портала гимназии формирует у подрастающего поколения культурную память (история школы представлена в контексте эпохи), активизирует их познавательную, творческую, социальную деятельность. Дети получают возможность публиковать собственные исследования на страницах сайта, участвуют в краеведческой поисковой работе по тематике музейных экспозиций, в городских историко-краеведческих конференциях. Родители, среди которых много выпускников гимназии, видя нашу работу, всегда готовы на творческое сотрудничество с образовательным учреждением.
Виртуальная экскурсия — панорамный тур по гимназии, состоящий из интерактивных фотостраниц.
В настоящее время можно посмотреть 48 помещений гимназии. Панорамный обзор кабинетов начальной школы оснащен аудиэкскурсией. Сейчас осуществляется подготовка звуковых текстов для всего тура.
Виртуальная экскурсия, с одной стороны, поддерживает статус открытости гимназии, с другой оказывает помощь родителям при выборе школы для своего ребенка. Как показал опрос родителей первоклассников, 70 % подавших заявление посетили виртуальную экскурсию.
Электронная газета «528.ru» (http://school528.spb.ru/main/index.php?id=12) является не только источником просветительской информации, но и еще одной возможностью поддержать творческие способности детей.
Электронный вариант школьного периодического издания весьма удобен, т. к. не требует материальных затрат, имеет неисчерпаемое пространство для публикаций и удобный доступ. С помощью печатных изданий учащиеся могут влиять на окружающую их социальную среду, развивать собственную инициативу, принимать участие в своем жизненном и профессиональном становлении. В газете есть рубрики «Проба пера» (стихи и проза детей и учителей), «Галерея» (художественное творчество), «Параллели и перпендикуляры» (исследовательские работы), «Интервью» (беседы с учениками-победителями разнообразных конкурсов и олимпиад), «Nostalgie» (воспоминания родителей о своем советском детстве) и др.
Такая тематика образует единое творческое поле, позволяет продемонстрировать креативные и интеллектуальные возможности учеников, учителей и родителей.
Консультационный центр для родителей «Вместе со всеми» (http://vmeste528.blogspot.ru/), созданный в рамках реализации инновационной программы «Резонанс» (выявление, поддержка и сопровождение одаренных и талантливых детей в условиях введения ФГОС), также помогает родителям включиться в образовательный и воспитательный процесс.
Консультационный центр эффективная консультационно-партнерская среда, с помощью которой в гимназии решаются следующие задачи:
- консультирование родителей обучающихся;
- психолого-педагогическое просвещение родителей;
- создание эффективной системы партнерских отношений с родителями школьников.
Ведет этот раздел портала школьный психолог. Обсуждаются разные проблемы: подготовка к экзаменам, проблемы в учебе, формирование лидерских качеств, развитие памяти и т.д. Взаимодействие с родительской общественностью всегда положительно сказывается на результатах обучения.
Значимо подчеркнуть, что для ведения интернет-портала в гимназии внедрена система корпоративного управления сервисом.
В работе по обновлению материалов сайта принимает участие практически весь педагогический коллектив (заместители директора по учебно-воспитательной и воспитательной работе, руководители структурных подразделений, методисты — учебная, научно-методическая и воспитательная деятельность, учителя — личные страницы, электронное приложение к образовательной программе, документы, расположенные в электронной учительской).
Каждый педагог входит на страницу редактирования через панель администратора с помощью личного логина и пароля. Естественно, для пользователей мы проводили ряд обучающих семинаров. На настоящий момент весь педагогический коллектив владеет в полной мере инструментарием редактирования страниц сайта.
Вместе с тем, процесс обновления информации не является хаотичным, т.к. при изменении страниц портала на почту администратора и директора гимназии приходят оповещения, и всегда можно сделать замечания и исправления.
Такое корпоративное творчество для нас имеет принципиальный характер, т.к. характеризуется рядом преимуществ:
- обеспечивает бесперебойное обновление информации;
- повышает личную ответственность педагогов и администраторов;
- обеспечивает постоянный контроль руководителя за результатами деятельности и активностью своих сотрудников.
Бесспорно, что организация педагогической работы в интернет-пространстве, интегративно включающая в себя различные направления, требует применения инновационных технологических решений.
К значимым технологическим решениям, реализованным при создании информационного портала гимназии, следует отнести:
- Разработку платформы для дистанционного обучения («Контент»).
- Разработку приложения на базе PHP + AngularJS + JavaScript по созданию тестов для оценки знаний учеников.
При создании сайта дистанционного обучения мы использовали MySQL базу данных + PHP. Технологическая особенность этой программы представляется нам оптимальной для создания дистанционной учебной платформы. Публикация и обновление материала не вызывает у педагогов технических трудностей, поскольку процесс редактирования отличается гибкостью и простотой. На всех предметных страницах находится таблица (при входе учителя на страницу редактирования отображается таблица Excel) со следующими разделами: тема, дата и задача урока, указание страниц учебника, домашнее и дополнительное задание, тесты, ссылки на электронные источники, в старших классах – подготовка к ГИА. Расположенная в такой последовательности информация помогает ученикам, пропустившим уроки, восполнить пробел в знаниях, а родителям понимать, какой материал сейчас изучают их дети, и осуществлять дополнительный контроль. Загрузка учебных программ идет из АИСУ «ПАРАГРАФ» для обеспечения целостности данных в рамках информационной системы гимназии. «Контент», являясь централизованной базой электронных образовательных ресурсов, систематизированной в соответствии с основной образовательной программой, осуществляет интерактивное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса (учитель – ученик – родители).
Приложение «Конструктор тестов» находится на этом же сайте и позволяет учителям самостоятельно составлять тесты по всем темам уроков, представленных в «Контенте», получить детальную статистику о допущенных ошибках и общий коэффициент освоения материала. Подобная экспертная подсистема помогает осуществлять оценочные процедуры с достаточной степенью точности. Создание тестов в электронном формате существует, например, в приложении «Дневник.ру» (https://www.youtube.com/watch?v=W4Fj1pFmilM), однако созданный нами вариант имеет ряд преимуществ:
- результаты сохраняются в базе образовательного учреждения;
- возможность составления теста с помощью шаблона в Excel делает этот процесс намного проще;
- разрабатывается комплекс мер по предотвращению «списывания» ответов учениками друг у друга.
Если учебный кабинет оснащен компьютерной техникой, тематические тесты могут решаться на уроке в качестве тренировки или контроля знаний по определенным темам. Кроме того, использование электронных ресурсов на уроке экономит время учителя, поскольку проверка результатов автоматизирована, и помогает правильно выстроить дальнейшую траекторию изучения предмета в зависимости от степени усвоения материала.
Реализуя технологии дистанционного обучения, мы предоставляем учителю возможность комбинировать различные формы обучения и повысить уровень своей профессиональной компетентности, а учащимся формировать познавательную самостоятельность и активность.
Сочетая информационную, образовательную и воспитательную функции и имея электронные инновационные продукты, наш интернет-портал становится не просто визитной карточкой школы, а инструментом, помогающим эффективно реализовать основные направления образовательной политики государства.
Заключение.
Педагогическая работа в сетевой (виртуальной) среде является важнейшим направлением инновационных изменений в образовании, которые определяются технологическими нововведениями, социальными факторами, новыми требованиями к результатам школьного образования.
Практический опыт гимназии показывает, что применение сетевых технологий позволяет целенаправленно выстроить педагогическую работу, обеспечивающую реализацию приоритетных направлений современной образовательной политики.
Список литературы
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего обра-зования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
- Ненахова Е.Н., Алекаева С.В. Как найти одаренных детей и организовать работу с ними. // Справочник заместителя директора. – М., 2016, № 9, с.2433.
- Ненахова Е.Н., Алекаева С.В., Левкович Ю.В. Как администрация образовательной организации может помочь учителю готовиться к аттестации. // Справочник заместителя директора. – М., 2016, № 7, с.8690.
5. Ненахова Е.Н. Шапиро К.В. Маркина И.В. Реорганизация управленческой деятельности в ОУ на примере проведения виртуального педагогического совета.// Сборник «Информационные технологии для Новой школы». Материалы V Международной конференции». Том 1. – СПб.: ГБОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2014.