Ненахова Е.Н., Алекаева С.В.

 

ШКОЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

 

Аннотация. В статье представлен опыт создания интернет-портала образовательной организации, дано описание его структуры, ключевых принципов построения сервиса, описаны возможности его информационных, образовательных и воспитательных ресурсов. 

Ключевые слова: интернет-портал, образовательный сервис, контент, корпоративное управление, виртуальная учительская, образовательное пространство,  электронная газета, электронное портфолио учителя.

 

Достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства  основные направления образовательной политики государства, которые определяет Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [1]. 

Значимым фактором  инновационных изменений в сфере образования являются «новые требования формирующегося информационного общества к системе образования» [2], что предполагает широкое использование информационно-коммуникационных технологий в практике работы школьных образовательных организаций.

Так, информационная открытость образовательных организаций рассматривается Федеральным законом (Статья 3) как основной принцип государственной политики в сфере образования, а основным механизмом реализации указанного принципа является официальный сайт (Статья 28).

В соответствии с нормативными требованиями (Статья 29) официальный сайт школы должен обеспечивать участникам отношений в сфере образования возможность получить необходимый и достаточный объем информации (сведений) о структуре, целях, задачах, условиях деятельности образовательной организации.

Важным требованием к современной школе  является и создание условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств [1, 2].

Таким образом, сделаем акцент на то, что официальный ресурс, представляющий школу в Интернете, необходимо рассматривать не только как информационное средство, обеспечивающее информационную открытость образовательной организации, но и как «деловой инструментарий», который способствует реализации приоритетных направлений современной образовательной политики, в частности:

  • Достижение современного качества образования.
  • Повышение профессионализма педагогов.
  • Повышение роли педагогического взаимодействия семьи и школы в образовании и воспитании детей.

Эта концептуальная идея была положена в основу создания интернет-портала нашей гимназии № 528 (http://school528.spb.ru). 

Помимо нормативного раздела, предоставляющих официальные сведения об организации,  информационно-образовательный портал гимназии имеет нескольких самостоятельных модулей: 

  • электронное приложение к образовательной программе («Контент»), 
  • виртуальная учительская, 
  • виртуальный музей, 
  • виртуальная экскурсия,
  • электронная газета, 
  • консультационный центр для родителей «Вместе со всеми». 

Остановимся подробнее на разделах, определяющих особенность портала гимназии и помогающих в реализации обозначенных выше направлений современной образовательной политики.

Электронное приложение к образовательной программе («Контент»). Приложение (http://do.school528.spb.ru/), работа над которым продолжается несколько лет, выполняет образовательную функцию на нашем портале.

Цель электронного приложения –  создание условий для расширения образовательных возможностей обучающихся с помощью электронных ресурсов.

Электронное приложение позволяет:

  • активизировать самостоятельную работу учащихся и расширить её спектр в урочное и внеурочное время;
  • создать комфортные условия для освоения материала программы учащимся разных групп здоровья,  ученикам, пропустившим занятия по болезни и обучающимся на дому;
  • предоставить возможность углубленного изучения предметов для одарённых детей в соответствии с принципами развивающего обучения [3].

Это авторский вариант школы по реализации дистанционного обучения. Учебный контент охватывает учебные предметы с 1 по 11 класс и предназначен для учащихся разных категорий на всех ступенях обучения (в начальной, основной и средней школе). 

Мы ведем статистику посещения данного приложения: за год в среднем на предметные страницы заходят 44 человека в день. За ноябрь 2016 года их посетили 638 пользователей. 

На начальной странице «Контента» есть достаточно востребованный инновационный продукт «Школьный ГЛОНАСС», созданный в рамках проекта по выявлению и сопровождению детской одаренности. Это список конкурсов и олимпиад, в которых могут принять участие дети. Оперативное информирование школьников и их родителей, учителей о возможностях участия в различных дополнительных развивающих мероприятиях  значительно повышает активность и результативность участия школьников в олимпиадах и конкурсах. 

В сети Интернет есть аналогичные ресурсы (например, перечень олимпиад https://mega-talant.com/calendar), но для экономии времени и удобства мы создали свою базу. Данный продукт встроен в главную административную панель, в которой учителя и завучи могут дополнять информацию об олимпиадах. 

Таким образом, «Контент» помогает ученикам освоить материал учебной программы и поддерживает актуальное для образовательной политики направление – развитие детской одаренности, а родителям позволяет стать полноправными участниками образовательного процесса.

Виртуальная учительская «Интранет-528». Этот раздел школьного портала обеспечивает:

  • Автоматизацию документооборота и отчетности.

Отметим, что использование веб-технологий коллективной работы с документами позволяет реализовать корпоративный подход к разработке внутришкольной документации (годовых отчетов, публичного доклада, Программы развития образовательной организации и др.).

  • Реализацию задачи повышения качества образования. 

Этому способствует структура раздела, включающая в себя такие вкладки, как «Учебно-воспитательная работа», «Научно-методический совет», «Обучение на дому» и др. 

В разделе публикуются результаты диагностических работ по предметам школьной программы, в архиве хранятся все нужные документы прошлых лет, поэтому любой учитель может проследить динамику успеваемости своих учеников (или класса).

Значимо, что педагогическим коллективом гимназии с помощью сетевых технологий реализуются некоторые формы профессиональной деятельности: проводятся виртуальные педагогические советы, производственные совещания и др. [4, 5].

Виртуальный музей (http://school528.spb.ru/virtour/). Этот раздел портала организован на основе системы проектов: музейная экспозиция «История школы», виртуальная экскурсия по гимназии, исследовательская деятельность учащихся на базе ресурсов музейного комплекса.

Данная часть  портала гимназии формирует у подрастающего поколения культурную память (история школы представлена в контексте эпохи), активизирует их познавательную, творческую, социальную деятельность. Дети получают возможность публиковать собственные исследования на страницах сайта, участвуют в краеведческой поисковой работе по тематике музейных экспозиций, в городских историко-краеведческих конференциях. Родители, среди которых много выпускников гимназии, видя нашу работу, всегда готовы на творческое сотрудничество с образовательным учреждением.

Виртуальная экскурсия — панорамный тур по гимназии, состоящий из интерактивных фотостраниц.

В настоящее время можно посмотреть 48 помещений гимназии. Панорамный обзор кабинетов начальной школы оснащен аудиэкскурсией. Сейчас осуществляется подготовка звуковых текстов для всего тура. 

Виртуальная экскурсия, с одной стороны, поддерживает статус открытости гимназии, с другой  оказывает  помощь родителям при выборе школы для своего ребенка. Как показал опрос родителей первоклассников, 70 % подавших заявление посетили виртуальную экскурсию.

Электронная газета «528.ru» (http://school528.spb.ru/main/index.php?id=12) является не только источником  просветительской информации, но и еще одной возможностью поддержать творческие способности детей. 

Электронный  вариант школьного периодического издания  весьма удобен, т. к. не требует материальных затрат, имеет неисчерпаемое пространство для публикаций и удобный доступ. С помощью печатных изданий учащиеся могут влиять на окружающую их социальную среду, развивать собственную инициативу, принимать участие в своем жизненном и профессиональном становлении.  В газете есть рубрики «Проба пера» (стихи и проза детей и учителей), «Галерея» (художественное творчество), «Параллели и перпендикуляры» (исследовательские работы), «Интервью» (беседы  с учениками-победителями разнообразных конкурсов и олимпиад),  «Nostalgie» (воспоминания родителей о своем советском детстве) и др. 

Такая тематика образует единое творческое поле, позволяет продемонстрировать креативные и интеллектуальные возможности учеников, учителей и родителей.  

Консультационный центр для родителей «Вместе со всеми» (http://vmeste528.blogspot.ru/), созданный в рамках реализации инновационной программы «Резонанс» (выявление, поддержка и сопровождение одаренных и талантливых детей в условиях введения ФГОС), также помогает родителям включиться в образовательный и воспитательный процесс.

Консультационный центр  эффективная консультационно-партнерская среда, с помощью которой в гимназии решаются следующие задачи:

  • консультирование родителей обучающихся;
  • психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • создание эффективной системы партнерских отношений с родителями школьников.

Ведет этот раздел портала школьный психолог. Обсуждаются разные проблемы: подготовка к экзаменам, проблемы в учебе, формирование лидерских качеств, развитие памяти и т.д.  Взаимодействие с родительской общественностью всегда положительно сказывается на результатах обучения.

Значимо подчеркнуть, что для ведения интернет-портала в гимназии внедрена система корпоративного управления сервисом.

В работе по обновлению материалов сайта принимает участие практически весь педагогический коллектив (заместители директора по учебно-воспитательной  и воспитательной работе, руководители структурных подразделений, методисты — учебная, научно-методическая и воспитательная деятельность, учителя — личные страницы, электронное приложение к образовательной программе, документы, расположенные в электронной учительской). 

Каждый педагог входит на страницу редактирования через панель администратора с помощью личного логина и пароля. Естественно, для пользователей мы проводили ряд обучающих семинаров. На настоящий момент весь педагогический коллектив владеет в полной мере инструментарием редактирования страниц сайта. 

Вместе с тем, процесс обновления информации  не является хаотичным, т.к. при изменении страниц портала на почту администратора и директора гимназии приходят оповещения, и всегда можно сделать замечания и исправления.

Такое корпоративное творчество для нас имеет принципиальный характер, т.к. характеризуется рядом преимуществ: 

  • обеспечивает бесперебойное обновление информации; 
  • повышает личную ответственность педагогов и администраторов;
  • обеспечивает постоянный контроль  руководителя за результатами деятельности и активностью своих сотрудников.

Бесспорно, что организация педагогической работы в интернет-пространстве, интегративно включающая в себя различные направления, требует применения инновационных технологических решений.

К значимым технологическим решениям, реализованным при создании информационного портала гимназии, следует отнести:

  • Разработку платформы для дистанционного обучения («Контент»).
  • Разработку приложения на базе PHP + AngularJS + JavaScript по созданию тестов для оценки знаний учеников.

При создании сайта дистанционного обучения  мы использовали MySQL базу данных + PHP. Технологическая особенность этой программы представляется нам оптимальной  для создания дистанционной учебной платформы. Публикация и обновление материала не вызывает у педагогов технических трудностей, поскольку процесс редактирования отличается гибкостью и простотой.  На всех  предметных страницах находится таблица (при входе учителя  на страницу редактирования отображается таблица Excel) со следующими разделами: тема, дата и задача урока, указание страниц учебника, домашнее и дополнительное задание, тесты, ссылки на электронные источники, в старших классах – подготовка к ГИА.  Расположенная в такой последовательности информация помогает ученикам, пропустившим уроки, восполнить пробел в знаниях, а родителям понимать, какой материал сейчас изучают их дети, и осуществлять дополнительный контроль.  Загрузка учебных программ идет из АИСУ «ПАРАГРАФ» для обеспечения целостности данных в рамках информационной системы гимназии. «Контент», являясь централизованной базой электронных образовательных ресурсов, систематизированной  в соответствии с основной образовательной программой,  осуществляет интерактивное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса (учитель – ученик – родители). 

Приложение «Конструктор тестов» находится на этом же сайте и  позволяет учителям самостоятельно составлять тесты по всем темам уроков, представленных в «Контенте», получить детальную статистику о допущенных ошибках и общий коэффициент освоения материала. Подобная экспертная подсистема помогает осуществлять  оценочные процедуры с достаточной степенью точности. Создание тестов в электронном формате существует, например, в приложении «Дневник.ру» (https://www.youtube.com/watch?v=W4Fj1pFmilM), однако созданный нами  вариант имеет ряд преимуществ: 

  • результаты сохраняются в базе образовательного учреждения; 
  • возможность составления теста с помощью шаблона в Excel делает этот процесс намного проще; 
  •  разрабатывается комплекс мер по предотвращению «списывания» ответов учениками друг у друга. 

Если  учебный кабинет оснащен компьютерной техникой, тематические тесты могут решаться на уроке в качестве тренировки или контроля знаний по определенным темам. Кроме того, использование электронных ресурсов на уроке экономит время учителя,  поскольку проверка результатов автоматизирована, и помогает правильно выстроить дальнейшую траекторию изучения предмета в зависимости от степени усвоения материала.
Реализуя технологии дистанционного обучения, мы предоставляем учителю возможность   комбинировать различные формы обучения и  повысить уровень своей профессиональной компетентности, а учащимся формировать познавательную самостоятельность и активность.

Сочетая информационную, образовательную и воспитательную функции и имея электронные инновационные продукты, наш интернет-портал становится не просто визитной карточкой школы, а инструментом, помогающим эффективно реализовать основные направления образовательной политики государства. 

Заключение.

Педагогическая работа в сетевой (виртуальной) среде является важнейшим направлением инновационных изменений в образовании, которые определяются технологическими нововведениями, социальными факторами, новыми требованиями к результатам школьного образования.

Практический опыт гимназии показывает, что применение сетевых технологий позволяет целенаправленно выстроить педагогическую работу, обеспечивающую реализацию приоритетных направлений современной образовательной политики.

Список литературы

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего обра-зования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г.   № 1897.
  3. Ненахова Е.Н., Алекаева С.В. Как найти одаренных детей и организовать работу с ними. // Справочник заместителя директора. – М., 2016, № 9, с.2433.
  4. Ненахова Е.Н., Алекаева С.В., Левкович Ю.В. Как администрация образовательной организации может помочь учителю готовиться к аттестации. // Справочник заместителя директора. – М., 2016, № 7, с.8690.

5. Ненахова Е.Н. Шапиро К.В. Маркина И.В.  Реорганизация управленческой деятельности в ОУ на примере проведения виртуального педагогического совета.//  Сборник «Информационные технологии для Новой школы». Материалы V Международной конференции». Том 1. – СПб.: ГБОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2014.